Структура запаха. Ноты ароматов
Составление духов можно сравнить с пирамидой. Каждая ступень этой пирамиды соответствует определенной характеристике запахов. В основании лежат ароматы конечной ноты: именно они придают духам стойкость. Сердцевинная нота в полном смысле слова является основой композиции и составляет ее главную тему. Вершина пирамиды — наиболее летучие ароматы, испаряющиеся первыми при открытии флакона.
Любой запах, и аромат в том числе, является физическим явлением: медленным и постепенным пёреходом вещества из твердого или жидкого состояния в парообразное.
Духи — это смесь множества летучих веществ с различной степенью летучести.
Наиболее летучие вещества испаряются первыми и придают духам первоначальный запах. Их называют головной, или начальной, нотой. Она создает первое, спонтанное, впечатление о духах. Эти запахи держатся несколько минут и как бы подготавливают к основному аромату. К этой группе эфирных масел относятся масла бергамота, лаванды, апельсина, лимона, а также запахи розового дерева, тимьяна, кориандра, эстрагона или розмарина.
Затем в течение нескольких часов испаряются среднелетучие вещества с примесью труднолетучих. Эти запахи составляют ядро, и по ним определяют тип запаха духов. Называют их нотами сердца. Сердцевинная нота может быть представлена запахами розовой эссенции, жасмина или герани, гальбана, вербены, померанца, некоторых альдегидов и т. д.
Нота, которая ощущается в завершающей стадии испарения духов и обеспечивает силу и стойкость аромата, — конечная (базисная). Завершающие ноты запаха создают фиксаторы, состоящие из тяжелых продуктов. Фиксаторами могут служить вещества растительного (дубовый мох, сандал, шалфей, ветидер) или животного происхождения (мускус, амбра, бобровая струя), а также продукты синтеза (ванилин, искусственный мускус, кумарин, иононы, салицилаты и т. д.). Запахи животного происхождения способны облагораживать, округлять запах, придавать духам утонченность и темперамент. Они ценны еще и потому, что устанавливают гармонию между запахом духов и кожей человека.
Однородность, тонкость, округлость, равновесие всех трех нот должны в конце концов создать впечатление единства. Аромат хороших духов не обрушивается внезапно, а постепенно развивается, разворачивается и держится, не ослабевая, как можно Дольше, создавая «симфонию».