Из истории парфюмерии
Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечет к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции.
История парфюмерии уходит корнями вглубь веков. Все началось с того, что древние люди, во время религиозных обрядов, стали сжигать на жертвенниках смолы. Само слово «парфюмерия», произошло от латинского - perfum, что буквально означает «через дым».
Первое упоминание о парфюмерии встречается в египетских летописях. При вскрытии гробницы фараона Тутанхамона были найдены 3000 сосудов с благовониями, которые спустя 300 столетий все еще источали аромат.
Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготовляли благовонные мази и ароматные масла, которые применялись при различных обрядах, а так же использовались женщинами при совершении туалета. Греки привезли из своих экспедиций новые ароматы; в античном Риме запахам стали приписывать целебные силы. Из-за нашествия варваров приостановилось употребление ароматов на Западе. И тогда мусульмане начали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей; они изобрели перегонный куб. и улучшили дистилляцию.
В XII веке расширились торговые отношения, и данный феномен снова получил развитие. Открытие университетов тоже способствовало этому. Короли, господа и придворные узнают о гигиенических и «обольстительных» свойствах парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей, поступающих с Востока.
Вторая половина XIV века характеризуется появлением жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые используются под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой «Воды королевы Венгрии» (на основе розмарина) был подарен королеве Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжелобольная королева выздоровела.
В XVI веке соединились профессии перчаточника и парфюмера, так как в моду вошли - парфюмированные перчатки.
В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, от использования таких перчаток отказались. Зато как реванш удвоилось потребление ароматов для маскировки неприятных запахов тела, чем для создания загадочного образа красотки.
Первый переворот в истории парфюмерии произошел после Великой французской революции, когда гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.
В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла, возникает первая в мире парфюмерная фабрика. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствуют им и вносят богатые (финансовые) вклады в монастырь герцоги, князья и сам Папа Римский.
В XVII веке парфюмерное производство процветало и во Франции. Двор короля Людовика XV называли «ароматным двором», потому что в то время духи использовали не только для тела, но и для ароматизации одежды, вееров, перчаток и даже мебели.
В 1709 году в Кёльне итальянец Джованни Мария Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кёльнской водой». Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться во все страны под французским названием Eau de Cologne. (Император Наполеон Бонапарт покупал до 60 флаконов одеколона в месяц!)
Год 1828 — знаменательный для парфюмеров всего мира. Именно в этом году ученый-химик Пьер Франсуа Паскаль Герлен открыл свой первый парфюмерный магазин в Париже, где начал соединять различные компоненты в поисках новых, неповторимых композиций. Вскоре Герлен стал официальным парфюмером ее императорского величества императрицы Евгении (жены Наполеона III Бонапарта). Имя Герлена становится известным всей Европе, а затем и всему миру. Герлен и его потомки — парфюмерная династия — создали целую галерею уникальных духов.
В XIX веке Жан Герлен («Guerlain»), Франсуа Коти («Coty») и Эрнест Дальтроф («Сагоп») — «отцы» современной парфюмерии — выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине XX века производство духов перестало быть кустарным: стали возникать крупные парфюмерные компании.
Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на начало XX столетия, когда кутюрье решили объединить бизнес моды и парфюмерии. Известный кутюрье Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея дополнять ароматами линии одежды. В 1911 году он выпустил духи Les Parfums de Rosine. Но настоящий фурор в 1921 году произвела Коко Шанель, которая подчеркнула изящество и женственность коллекции, с помощью духов со своим товарным знаком — Chanel N5. Это был шаг великого мастера и настоящего предпринимателя!
Духи же продолжили эволюцию. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил Chypre («Шипр»), ставший впоследствии «предтечей» целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.
В начале 1920-х годов были открыты способы создания ароматов «синтетическим» путем: революцию в парфюмерии совершили альдегиды, впервые использованные в Chanel N 5. Количество новых духов резко возросло.
В 1950-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего расцвета. Во Франции работали самые талантливые составители духов — парфюмеры. Достигли совершенства и духи для мужчин.
С появлением духов из-за Атлантики международная конкуренция обострилась.
В начале 1960-х годов наблюдался бум ароматов для мужчин.
В 1970-е годы пришла мода на коллекции «pret-а-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной.
В 1980-е годы проводились эксперименты с формами флаконов; стали модными густые, тяжелые, «амбровые» ароматы. На исходе 1980-х годов в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие, озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.
В 1990-е годы «эгоистичные» запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более легкими. Морские ноты трансформировались в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с запахами лотоса и кувшинок.
Новая технология «Живые цветы» (Living-Flower Technology) позволяет теперь «собирать» запах несорванных цветов и растений.
Для этого их помещают под стеклянный колпак и через специальное ответвление «вытягивают» аромат.
Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца XX века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго и в начале нового тысячелетия вряд ли изменятся.
Духам, модного направления, присущи: изящество, максимальная лаконичность запахов, нежность. В них прекрасно уживаются легкость и богатство, они хорошо гармонируют с естественным запахом кожи, прозрачны, осязаемы и неуловимы.
С тех пор как люди научились использовать магическую силу аромата, прошло много веков. Со временем парфюмерия отделилась от своих «прародителей» и заняла достойное место среди других искусств.